изречение #19

Человек не будет свободен до тех пор, пока последний король не будет повешен на кишках последнего священника.

фраза #18

Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов.

цитата #17

Бог христиан — это отец, который чрезвычайно дорожит своими яблоками и очень мало — своими детьми.

крылема #16

Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру.

цитата #15

Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.

фраза #13

Чудеса там, где в них верят. И чем больше верят, тем чаще они случаются.

высказывание #12

Человек не делает ничего, если цели нет и не делает ничего великого, если цель ничтожна.

изречение #11

Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть.

цитата #10

Наилучший порядок вещей — тот, при котором мне предназначено быть, и к чёрту лучший из миров, если меня в нём нет.

крылема #9

  Излагать истину некоторым людям — это всё равно, что направить луч света в совиное гнездо. Свет только попортит совам глаза, и они поднимут крик.   Если бы люди были невежественны только потому, что ничему не учились, то их, пожалуй, ещё можно было просветить; но нет, в их ослеплении есть система… Можно образумить человека, который заблуждается невольно; но с какой стороны атаковать того, кто стоит на страже против здравого смысла?

фраза #8

Если хочешь писать о женщине, обмакни перо в радугу и стряхни пыль с крыльев бабочки.

высказывание #7

Для того, чтобы быть счастливым, нужно иметь хороший желудок, злое сердце и вовсе не иметь совести.

фраза #6

Где, как не в браке, можно наблюдать примеры чистой привязанности, подлинной любви, глубокого доверия, постоянной поддержки, взаимного удовлетворения, разделенной печали, понятых вздохов, пролитых вместе слез?

крылема #5

Высшей степенью мудрости человечества является умение приспосабливаться к любым обстоятельствам.

Дени Дидро (фр. Denis Diderot; 5 октября 1713, Лангр — 31 июля 1784, Париж) — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773).

Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и другими энциклопедистами Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Великой французской революции.

Биография

Дени Дидро родился в Лангре (Шампань). Его родителями были Дидье Дидро (1685—1759), ножовщик и метрдотель, и его жена Анжелика Виньерон (1677—1748). Трое из пяти его братьев и сестер дожили до зрелого возраста, Дениз Дидро (1715—1797) и их младший брат Пьер-Дидье Дидро (1722—1787), и, наконец, их сестра Анжелика Дидро (1720—1749). По словам Артура МакКэндлеса Уилсона, Дени Дидро очень восхищался своей двоюродной сестрой Дениз, иногда называя её «Сократом женского пола».

Дидро начал своё формальное образование в иезуитском колледже в Лангре, получив степень магистра гуманитарных наук в области философии в 1732 году. Затем он поступил в колледж д `Аркур (Le collège d’Harcourt) в Парижском университете. Он отказался от идеи войти в духовенство в 1735 году и вместо этого решил учиться на Парижском юридическом факультете. Однако его изучение права было недолгим, и в начале 1740-х годов он решил стать писателем и переводчиком. Из-за его отказа заняться одной из ученых профессий отец отрекся от него, и следующие десять лет он вел богемную жизнь.

В 1742 году он подружился с Жаном-Жаком Руссо, с которым познакомился, наблюдая за играми в шахматы и попивая кофе в Café de la Régence. В 1743 году он ещё больше оттолкнул своего отца, женившись на набожной католичке Антуанетте Шампьон (Anne-Antoinette Champion; 1710—1796). Брак был признан нежелательным из-за низкого социального положения Шампьон, плохого образования, отсутствия отца и отсутствия приданого. Она была примерно на три года старше Дидро. В браке в октябре 1753 года родилась девочка, которую назвали Мари-Анжеликой (ум. 1824, в браке — Каруайон), в честь умершей матери и сестры Дидро. Смерть его сестры-монахини в монастыре, возможно, повлияла на мнение Дидро о религии. Предполагается, что она послужила вдохновением для его романа о монашке Ла Религиозе, в котором он изображает женщину, которая вынуждена уйти в монастырь, где другие монахини причиняют ей страдания.

В 1765 году Дидро с целью улучшить своё материальное положение и собрания средств для приданого дочери он выразил желание продать свою знаменитую библиотеку. Его друг, русский посол в Париже с 1762 года, князь Д. А. Голицын посоветовал Екатерине II купить это собрание. Российская императрица приобрела библиотеку писателя за очень значительные деньги (15 000 ливров), с сохранением за Дидро права на пожизненное пользование книгами и сделав его её библиотекарем. Книги перевезли в арендованный дом в Париже с правом писателя пользоваться ими. Эта история получила значительный резонанс, который Екатерина Великая удачно использовала в свою пользу. В октябре 1785 года, уже после смерти Дидро, его библиотека была привезена в Санкт-Петербург и выставлена в одном из залов Эрмитажа. Однако как целостное собрание эта библиотека до нас не дошла будучи распылённой по многочисленным книжным учреждениям России.

В благодарность за великодушный жест императрицы Дидро выполнял многочисленные её распоряжения. Следует отметить, что в литературе неоднократно отмечались заслуги Дидро перед русской культурой и искусством, а его авторитет в своё время был в России очень велик. Просветитель переписывался с императрицей, помогал советами и консультациями в области художественного образования и практики России, выполнял различные поручения императорского двора по приобретению произведений искусства: «Фактически именно Дидро заложил основу западноевропейской коллекции Эрмитажа, выступая как поверенный в делах князя Д. А. Голицына и в этой функции сыграв решающую роль в приобретении для России ряда выдающихся по своему значению частных собраний, в том числе замечательного барона Кроза». Переговоры о покупке коллекции Кроза длились полтора года, и сделка закончилась продажей всего этого собрания за 460 000 ливров. Дидро и позже занимался приобретением художественных шедевров в пользу России. Кроме того скульптор Этьен Фальконе был приглашён в Россию для возведения памятника Петру I по рекомендации Дидро и при участии Голицына; по слухам именно французскому просветителю принадлежала общая идея этого памятника.

Дидро в разные годы поддерживал близкие отношения с мадмуазель Бабути (Mlle. Babuti), Мадлен де Пуазье (Madeleine de Puisieux), Софи Волланд (Sophie Volland) и мадам де Мод (Mme de Maux)[15]. Его письма Софи Волланд известны своей откровенностью и считаются «среди литературных сокровищ восемнадцатого века».

Дидро умер от эмфиземы в Париже 31 июля 1784 года.