высказывание #80

Тот, кому поручено заботиться обо всех, будучи обязан дать отчет за каждого, так и должен помнить, что если один из братий впадет в грех, потому что он, наставник, не внушил ему предварительно оправданий Божиих, или брат пребывает в грехе, ибо не научен тому, как исправиться, то кровь брата взыщется от его рук.

изречение #79

Непозволительно вменять в обязанность другим, чего не можешь исполнить сам.

крылема #78

Лукавым силам свойственно, как скоро лишат нас плодов правды, дотоле не удаляться от нас, пока не опутают заблуждением разума.

цитата #77

Диавол радуется нашей гибели; сам пал от зависти и нас низлагает с собою той же страстью.

изречение #76

Во всем, что ни сделано нами доброго, причины успеха душа должна приписывать Богу, нимало не думая, что она в чем-либо добром успевала собственной силой, ибо таким расположением обычно порождается в нас смиренномудрие.

изречение #75

С каким смирением должно принимать услугу от брата? — Как раб от владыки и с тем смирением, какое показал апостол Петр, когда прислуживал Господь. В его примере узнаем и опасность, какой подвергаются не принимающие услуги.

высказывание #74

Это закон христианской победы: кто согласился иметь меньше, тот увенчивается

крылема #73

Воздержание состоит... в совершенном отречении от собственных желаний.

крылема #72

Пост доблестные дела в бранях совершает, во время мира учит безмолвию.

крылема #71

Мирским воинам, по мере трудов, увеличивают выдачу жизненных припасов; а духовные воины, чем у кого меньше пищи, тем больше имеют достоинства.

высказывание #70

Намереваясь поститься, не будь уныл поиудейски, но покажи себя веселым поевангельски.

фраза #69

Путешественникам выгодный спутник — пост; ибо как роскошь заставляет обременять себя тяжестями и носить с собою нужное для наслаждения, так пост делает их легкими и свободными в действии.

высказывание #68

Пост отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии, ему сопутствуют трезвость и целомудрие.

фраза #67

Если кто, веруя во Христа, не являет дел, сообразных с верой, тот, как внимающий дурным учениям и плохо постигающий смысл Писания, сам себе высекает гробницу в камне.

крылема #66

Тщеславие бывает не только искоренителем добрых дел, но и путеводителем к делам лукавым.

Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский[en]. Сестрой святителя была преподобная Макрина, ещё одним братом — отшельник Навкратий. Мать Василия — преподобная Эмилия Кесарийская. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где пять лет (350—355)  обучался в школе риторов Проэресия. В ней он повстречался и сдружился с Григорием Богословом. Вместе с ними учился и будущий гонитель христиан и император Юлиан Отступник.

По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам. В конце 350-х годов, после смерти Навкратия, под влиянием сестры Макрины (будущей игуменьи) ставшего аскетом, сам крестился и начал более аскетичную жизнь. Вместе со своим другом Григорием Богословом поселился на семейных землях в Понте, где они изучали труды Оригена. В 356 или 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие в Сирию и Египет (Фиваида), после чего возобновил аскетическую практику. В 357 году был рукоположен в священники, после чего оставаясь в Понте, начал активно участвовать в жизни церкви. В 360 году в качестве чтеца сопровождал каппадокийских епископов на Собор в Константинополь.

Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей.

В 364 году Василий был рукоположён во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда тяготел.

В 365 году Василий вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха Антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианства.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей.