преподобный Силуан Афонский, высказывание #3

У благого человека - благие помышления; а у злого - злые; но каждый должен научиться бороться с помыслами, и из плохих вырабатывать добрые. Это признак опытной души.

преподобный Силуан Афонский, крылема #2

Внимай себе. Наблюдай за собою, и увидишь: как только душа превознесется пред братом, так вслед за этим приходит плохой помысл, который неугоден Богу, и чрез это душа смиряется. А если не смирится, то придет некое малое искушение. Если опять не смирится, то начнется бурная брань. Если же опять не смирится, то впадет в некий малый грех. Если и тогда не смирится, то будет большой грех. И так до тех пор будет грешить, покамест не смирится. Но как только покается, так Милостивый Господь даст душе мир и умиление, и тогда пройдет все плохое, и уйдут все помыслы. Но после держи смирение всеми силами,…

преподобный Силуан Афонский, фраза #1

Невозможно сохранить мир душевный, если не будем следить за умом, т.е. если не будем отгонять мысли, неугодные Богу, и наоборот, держаться мыслей, угодных Богу. Надо умом смотреть в сердце, что там делается: мирно или нет. Если нет, то рассмотри, в чем ты согрешил. Для мира душевного нужно быть воздержным, потому что и от нашего тела теряется мир. Не должно быть любопытным; не нужно читать ни газет, ни мирских книг, которые опустошают душу и приносят уныние и, смущение.

    Святой Силуа́н Афо́нский (в миру Семён Иванович Анто́нов; 1866, село Шовское, Лебедянский уезд, Тамбовская губерния — 11 [24] сентября 1938, Афон) — монах Константинопольского Патриархата русского происхождения, подвизался на Афоне. Почитается в Православной Церкви как святой в лике преподобных, память совершается 11 сентября (по юлианскому календарю).

    Родился в селе Шовском Шовской волости Лебедянского уезда Тамбовской губернии в семье крестьян. Это село расположено недалеко от села Сезёново, где жил затворник Иоанн Сезёновский.

    Отличался здоровьем и физической силой: голыми руками мог брать горячий чугунок со щами и перенести его с плиты на стол, за которым работала их артель. Ударом кулака мог перебить довольно толстую доску. Он поднимал большие тяжести и обладал большой выносливостью и в жару и в холод, он мог есть очень помногу и много работать.

    В 19 лет решил поступить в Киево-Печерскую лавру, но отец настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге в сапёрном батальоне.

    Осенью 1892 года приехал на Афон, где поступил в русский Пантелеимонов монастырь.

    В 1896 году был пострижен в мантию. Послушания проходил на мельнице, на Каламарейском метохе (владение монастыря вне Афона), в старом Нагорном Руссике.

    В 1911 году по пострижении в схиму с именем Силуан нёс послушание монастырского эконома.

    Тогда же он написал записки, опубликованные в 1952 году архимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их «Новым Добротолюбием».

    Согласно житийной литературе, в самом начале своего послушничества Силуан стяжал умную сердечную молитву. Дальнейшая жизнь Силуана была посвящена борьбе хранения полученной благодати. Ученик и биограф Силуана Афонского архимандрит Софроний так описывает подвижника в более поздний период: «Искушения он встречал и переносил с великим мужеством. …Редкой силы воля — без упрямства; простота, свобода, бесстрашие и мужество — с кротостью и мягкостью; смирение и послушание — без униженности и человекоугодия — это был подлинно человек, образ и подобие Бога».

    Скончался 11 (24) сентября 1938 года.