крылема #55

Сердце твое... создано Богом для того одного, чтобы оно любило Его единого и служило Ему обителию.

крылема #54

Во всех случаях не давай воли своим желаниям, а держи их в своей власти, направляя все к одной цели – стоянию в воле Божией и шествованию по воле Божией. Тогда и желания твои будут правы и благочестивы и ты при всякой неприятной случайности будешь пребывать в покое, полагаясь на волю Божию.

цитата #53

Никогда не говори о себе самом, о своих делах или о своих родных, исключая случаев, когда это необходимо, но и при этом говори, сколько можешь, короче и скорее. Когда видишь, что другие говорят о себе с излишком, побуждай себя не подражать им, хотя бы слова их казались смиренными и самоукорительными.

фраза #52

Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце своё к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам.

высказывание #51

Больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над целым миром.

цитата #50

Когда почувствуешь, что душа твоя уязвляется... страстию или помыслом страстным, не мятись от этого, но усугубь внимание и напрягись не допустить их до сердца, став против них лицом с сопротивлением им, сердце держа за собой недосягаемым для них и чистым пред Богом, Которого таким образом ты всегда будешь иметь сущим внутрь тебя, в глубине твоего сердца, ради чистоты настроения его.

В то же время осеняй свое внутреннее убеждением, что все бывающее с тобой и в тебе бывает для испытания тебя и обучения, чтобы ты научился наконец верно распознавать, что спасительно для тебя, и, следуя тому,…

фраза #49

Когда видишь вещи, красивые на вид и ценимые на земле, помысли, что все они ничтожны, как сор какой, сравнительно с красотами и богатствами небесными, которые несомненно получишь ты по смерти, если презришь весь мир.

крылема #48

Обращая взор свой на солнце, помысли, что душа твоя более, чем оно, светла и прекрасна, если состоит в благодати Творца своего; а если нет, то она мрачнее и мерзостнее самой преисподней тьмы.

изречение #47

Остерегайся говорить сурово и высокоточно, ибо то и другое крайне ненавистно и заставляет подозревать, что ты очень суетен и слишком много о себе думаешь.

фраза #46

Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог – предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать её в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя.

Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай всё просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов.

высказывание #45

Вот только чего требует Бог от тебя:

1) чтобы ты возболел сердцем своим об оскорблении Его;
2) чтобы ты более всего ненавидел грех — всякий, и большой и малый;
3) чтобы ты всецело всего себя предал Ему и со всем расположением и любовью сердечною одну имел заботу — всегда и во всем, во всяком деле быть в воле Его и в полной покорности Ему единому;
4) чтобы ты имел крепкую в Него веру и твердо надеялся, что Он помилует тебя, очистит тебя от всех грехов твоих и охранит от всех врагов твоих, видимых и невидимых.

высказывание #44

Чтобы избегать тебе, сколько можешь, сердечного самомнения и действовать без всякой надежды на себя, а с одной надеждой на Бога, всякий раз настраивайся так, чтобы сознание и чувство своей немощи предшествовало у тебя познанию всемогущества Божия, а то и другое предшествовало каждому деянию твоему.

фраза #43

Ты, верно, слыхал такие слова: словесная молитва, мысленная молитва, сердечная молитва; слышал, притом, может, и рассуждения о каждой из них особо. Отчего происходит такое разложение молитвы на ее части? Оттого, что по нашей оплошности бывает, что иной раз язык произносит святые слова молитвы, а ум блуждает невесть где, или и ум понимает слова молитвы, а сердце не отзывается на них чувством.

В первом случае молитва бывает только словесная, и совсем не есть молитва; во втором – с словесной соединяется и молитва мысленная, и это есть молитва несовершенная, неполная. Полная и настоящая…

цитата #42

Не хвали сам себя и не ищи себе первого места, не желай казаться лучшим, чем другие люди, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16: 15). Помни о том, что Господь может стерпеть любой твой грех, кроме гордости. Вспоминай о поношениях, оскорблениях и бесчестиях, которые Христос претерпел на Кресте, и это поможет тебе смирить себя.

крылема #41

Пока мы живем, вся наша жизнь может стать для нас временем покаяния и обращения к милосердному Господу, Который всегда готов простить нас, забывающих о своих грехах, и даровать нам нескончаемое блаженство в Своем Раю.

Книги, труды преподобного Никодима Святогорца можно скачать в облаке.

Никодим Святогорец (греч. Νικόδημος ο Αγιορείτης, до пострига Николай Калливурцис; 1749, Наксос — 1 июля 1809, Афон) — афонский монах, богослов, толкователь Канонов православной церкви, автор толкований к «Пидалиону»; почитается как святой в лике преподобных. Память совершается в Православной церкви 14 июля.

Родился в 1749 году в Греции на острове Наксосе от благонравных родителей Антония и Анастасии Калливурцис; при крещении получил имя Николай. Образование получил в городе Смирне, где он изучал богословие, а также древний греческий, латинский, французский и итальянский языки. В 1770 году вернулся на Наксос, где стал секретарём митрополита Анфима. В возрасте 26 лет пришёл на Афон, где в монастыре Дионисиат принял постриг с именем Никодим.

После двух лет пребывания в монастыре Никодим по поручению митрополита Коринфского Макария  начал подготовку издания рукописи «Добротолюбие», составленной из некоторых рукописей обнаруженных в 1777 году в Ватопедском монастыре. Сразу по окончании работы над «Добротолюбием» он редактирует и готовит издание классического сборника духовных поучений XI века «Евергетин» и книги «О постоянном Божественном Причащении» (совместно с митрополитом Макарием). Это стало началом его литературно-богословской деятельности. Из Дионисиата Никодим перешёл к некоему старцу-колливаду Арсению Пелопоннесскому в монастырь Пантократор, где посвятил себя молитве и изучению Священного писания и трудов святых отцов. Некоторое время он провёл со своим старцем на острове Скиропула, где по просьбе своего двоюродного брата, епископа Еврипиского Иерофея, написал руководство «О хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца». В 1783 году, вернувшись на Афон, Никодим принял схиму и ушёл в затвор, в котором пробыл 6 лет. Затвор был оставлен после того как Никодиму было поручено митрополитом Макарием, вновь посетившем Афон, редактирование трудов Симеона Нового Богослова. После этого до своей смерти Никодим занимался литературно-богословской работой. Скончался 1 июля 1809 года, был погребён в келье Скуртеев в Карее.

Канонизирован в 1955 году указом патриарха Константинопольского Афинагора, мощи Никодима (глава) хранятся на Афоне.