Каким образом и способом связать мне плоть свою, сего друга моего, и судить се по примеру прочих страстей? Не знаю. Прежде, нежели успею связать ее, она уже разрешается; прежде, нежели стану судить ее, примиряюсь с нею; и прежде, нежели начну мучить, преклоняюсь к ней жалостию. Как мне возненавидеть ту, которую я по естеству привык любить? Как освобождусь от той, с которой я связан навеки? Как умертвить ту, которая должна воскреснуть со мною? Как сделать нетленною ту, которая получила тленное естество? Какие благословные доказательства представлю той, которая может противоположить мне столько естественных возражений? Если свяжу ее постом, то, осудив ближнего, снова предаюсь ей; если, перестав осуждать других, побеждаю ее, то, вознесшись сердцем, опять бываю ею низлагаем. Она и друг мой, она и враг мой, она помощница моя, она же и соперница моя; моя заступница и предательница. Когда я угождаю ей, она вооружается против меня. Изнуряю ли ее, изнемогает. Упокоиваю ли ее, бесчинствует. Обременяю ли, не терпит. Если я опечалю ее, то сам крайне буду бедствовать. Если поражу ее, то не с кем будет приобретать добродетели. И отвращаюсь от нее, и объемлю ее. Какое это во мне таинство? Каким образом составилось во мне это соединение противоположностей? Как я сам себе и враг, и друг? Скажи мне, супруга моя — естество мое; ибо я не хочу никого другого, кроме тебя, спрашивать о том, что тебя касается; скажи мне, как могу я пребывать неузвляем тобою? Как могу избежать естественной беды, когда я обещался Христу вести с тобою всегдашнюю брань? Как могу я победить твое мучительство, когда я добровольно решился быть твоим понудителем? Она же, отвечая душе своей, говорит: «Не скажу тебе того, чего и ты не знаешь; но скажу то, о чем мы оба разумеем. Я имею в себе отца своего — самолюбие. Внешние разжжения происходят от угождения мне и от чрезмерного во всем покоя; а внутренние от прежде бывшего покоя и от сладострастных дел. Зачавши, я рождаю падения; они же, родившись, сами рождают смерть отчаянием. Если явственно познаешь глубокую мою и твою немощь, то тем свяжешь мои руки. Если гортань умучишь воздержанием, то свяжешь мои ноги, чтобы они не шли вперед. Если соединишься с послушанием, то освободишься от меня; а если приобретешь смирение, то отсечешь мне голову…
Рейтинг: 0/5 - 0 голосов

Ещё цитаты автора Иоанн Лествичник

Кротость есть утверждение терпения… мать любви, начало духовного рассуждения.
… Закон любви понуждает и на то простираться, что выше силы.
Отрекшийся от мира из страха подобен фимиаму, который сперва благоухает, а после…
Общежитие противно унынию, а мужу, пребывающему в безмолвии, оно всегдашний сожитель,…
Каждая из прочих страстей упраздняется одной какою-нибудь противоположной ей добродетелью,…
Как страждущему горячкою нет справедливой причины убивать самого себя, так и никому…
Если ты вооружаешься против какой-нибудь страсти, то возьми себе в помощь смиренномудрие.
Безгневие есть ненасытное желание бесчестий, как в тщеславных людях бывает бесконечное…
Беспристрастие к вещам чувственным возводит к видению – мысленных.
Отвергший справедливое или несправедливое обличение, отвергся от своего спасения.