крылема #940

Иное есть промысл Божий; иное – Божия помощь; иное – хранение; иное – милость Божия; и иное – утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения – любящие Его.

изречение #939

Начало гордости - корень тщеславия; середина - уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец - отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.

цитата #938

Неповинующийся словом, без сомнения, не повинуется и делом; ибо кто в слове неверен, тот непреклонен и в деле.

высказывание #937

Кто совершенно отвергся самочиния и в том, что он почитает добрым, духовным и богоугодным, тот уже достиг цели, прежде нежели вступил в подвиг, потому что послушание есть неверование себе самому во всем добром, даже до конца жизни своей.

высказывание #936

Послушание есть отказ от человеческого рассуждения даже при богатстве рассуждения.

изречение #935

Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое... послушание есть умерщвление членов телесных при живом уме.

фраза #934

Как восходящие по гнилой лестнице подвергаются опасности, так и всякая честь, слава и могущество сопротивляются смиренномудрию...

цитата #933

От естества есть в душе желание славы, но только горней.

цитата #932

Как огонь не рождает снега, так ищущий земной славы не получит небесной.

высказывание #931

Ощутивши пламень <ревности по Богу>, беги; ибо не знаешь, когда он угаснет, и оставит тебя во тьме.

высказывание #930

Будь ревностен, но в душе своей, не проявляя этого внешне ни видом, ни словом, ни намеком.

высказывание #929

Нам дана ревность, чтобы мы ревновали добродетелям, а мы ревнуем порокам.

крылема #928

От Тебе похвала моя, в Церкви велицей... (Пс. 21, 26) в будущем веке: а прежде того не могу принимать ее безопасно.

цитата #927

Видал я плачущих, которые, будучи похвалены, за похвалу воспылали гневом; и как случается в торговле, променяли одну страсть на другую.

крылема #926

Разбойники (бесы и люди, хвалящие нас) — лютейшие слуги тщеславия, которые похищают наш груз и труды добродетелей.

Автор крупного богословского произведения, называемого «Лествицей».
Иоанн написал также книгу «К пастырю» об обязанностях духовных пастырей. Сочинения Иоанна Лествичника включены в 88-й том Patrologia Graeca.

Родился в Константинополе и получил хорошее образование в юности. В 16 лет переехал в Египет на Синайскую гору и предал себя в повиновение старцу Мартирию. Через четыре года послушания принял монашеский постриг. После смерти старца Мартирия, в послушании у которого Иоанн прожил около 19 лет, святой избрал отшельническую жизнь и провёл ещё 40 лет в пустыне Фола.

Впоследствии в возрасте 65 лет Иоанн Лествичник был избран братией игуменом Синайской обители и управлял монастырём четыре года. Святой умер, по данным из некоторых источников, в 649 году в возрасте 70 лет. Местонахождение мощей Иоанна неизвестно.

Между тем, эта традиция оказалась исторически неправдоподобной. Хитрые риторические фигуры в его трудах, а также философские формы мышления указывают на солидное академическое образование, которое было привычным для профессии в администрации и праве в его эпоху. Такое обучение не может быть приобретено на Синае. Кроме того, биографические наблюдения показывают, что он, вероятно, жил у моря, вероятно в Газе, и, по-видимому, занимался там юридической практикой. Только после смерти его жены, в его сороковых годах, он вошел в Синайский монастырь.

Эти находки также объясняют горизонт и литературное качество его произведений, которые имеют четкую философскую подоплеку. Таким образом, легенда о его отречении от мира в возрасте 16 лет основана на мотиве изображения его как незатронутого светским образованием, что можно найти в других биографиях святых. Их корни в богословских и философских образовательных традициях намеренно размыты.

Житие Иоанна было составлено спустя несколько лет после его смерти иноком Раифского монастыря Даниилом, его другом и современником. Отрывочные сведения о жизни Иоанна оставил его анонимный ученик, чей рассказ дополняет повествование Даниила, в котором Иоанн называется «новым Моисеем».