святитель Игнатий Брянчанинов, высказывание #164

Покаяние, сокрушение духа, плач суть признаки... правильности молитвенного подвига; отсутствие их — признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия.

святитель Игнатий Брянчанинов, крылема #163

Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отымутся мир и тишина у сердца...

святитель Игнатий Брянчанинов, изречение #162

Кровь разгорячают и приводят в движение тщеславные помыслы, а тщеславие, со своей стороны, растет и умножает обольстительные мечты и напыщенное мнение о себе, именуемое апостолами мнением плотского ума...

святитель Игнатий Брянчанинов, изречение #161

Вера — основание молитвы. Кто уверует в Бога, как должно веровать, тот непременно обратится к Богу молитвою и не отступит от молитвы, доколе не получит обетований Божиих... доколе не соединится с Богом.

святитель Игнатий Брянчанинов, крылема #159

Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, вспомоществует в борьбе с блудным бесом злострадание в телесной молитве, т. е. воздеяние рук, биение в перси, частое устремление очей к небу, множество воздыханий, частое коленопреклонение.

святитель Игнатий Брянчанинов, фраза #157

Плодом благословения Божия, доставленного Богочеловеком человечеству, сделалось примирение человеков с Богом, усвоение естеству человеческому естества Божия, при посредстве усвоения естеству Божию естества человеческого, естеству Творца естества твари.

святитель Игнатий Брянчанинов, фраза #156

Искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его Собою и в Себе. Такое обновленное Господом естество человеческое прививается, так сказать, к естеству, падшему посредством Крещения.

святитель Игнатий Брянчанинов, цитата #155

Бог, принявший на Себя Человечество, не взысканный и не призванный человеками, Сам по Своей неизреченной благости пришел взыскать и спасти (ср.: Лк. 19, 10) род человеческий, погибший по причине отчуждения и удаления от Бога, пришел взыскать и спасти каждого человека, увлеченного в погибель грехом, лишь бы этот человек не отверг ищущего и желающего спасти его Бога.

Родился 5 (17) февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии (сейчас входит в Юровское муниципальное образование Грязовецкого района Вологодской области); принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых.

Однако светской и офицерской карьере он предпочел принятие монашества и подал прошение об отставке, которая была удовлетворена только после тяжелой болезни. И сразу же по выздоровлении, он поступил послушником в Александро-Свирский монастырь, затем перешел в Оптину пустынь. 28 июня 1831 году Димитрий Брянчанинов был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца, через несколько дней был рукоположен в иеродиакона, а еще через три недели, был рукоположен в иеромонаха, т.е. принял сан священника. Через полгода он был определён настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря. И еще через полгода, 28 мая 1833 года, иеромонах Игнатий был возведён в сан игумена и сразу было предложено настоятельство в Николо-Угрешском монастыре. Но в его судьбу вмешался император Николай I, который установил иначе, поручив ему управление пришедшей в запустение Троице-Сергиевой пустынью под Петербургом, для ее восстановления. 1 января 1834 года, в Казанском соборе Санкт-Петербурга, игумен Игнатий был возведен в сан архимандрита.

До 1857 года архимандрит Игнатий оставался настоятелем пустыни, за это время ему удалось привести её в порядок как в духовном, так и в хозяйственном отношении. Здесь был образован хор, советы которому давал М. И. Глинка. 27 октября 1857 года, архимандрит Игнатий был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского, он направился в Ставрополь где занимался обустройством епархии.

С самого детства и до конца своих дней, епископ Игнатий Брянчанинов отличался выдающимся способностям и трудолюбием. Несмотря на множество служебных забот, святитель Игнатий всегда находил время для иноческого делания, переводил творения древних Отцов церкви и работал над томами своих творений.

Хотя своей епархией он управлял только четыре года, ему удалось многое сделать для развития церковной жизни в этом регионе. Его служебные старания не были незамеченными, за заслуги перед Отечеством архимандрит Игнатий был награждён орденом св. Анны 1-й степени.

Снова он серьезно заболел и был вынужден просить увольнения на покой. В 1861 году его прошение было удовлетворено и он направился в Костромскую епархию в Николо-Бабайский монастырь. Там он вёл уединённую молитвенную жизнь и занимался писательской деятельностью, создав известные труды "Приношение современному монашеству", "Отечник", "Слово о смерти", исправлял ранние свои труды, вел переписку с духовными детьми. Скончался епископ Игнатий 30 апреля 1867 года.

6 июня 1988 года епископ Игнатий (Брянчанинов) причислен к лику святых. Перед канонизацией, 26 мая 1988 года, мощи епископа Игнатия были торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле, где покоятся и поныне.