фраза #298

Ныне раздается в сердцах ваших утешительный глас воплотившегося Бога Слова: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем»! Ныне ощущаете исполнение этого гласа на самом деле! Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас – сосуд Божественного таинства, каждый из вас – храм, в котором Сын Божий с предвечным Отцом Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои: вы – Божии. Вы куплены Богом ценою крови Сына Его. Не можете принадлежать ярму чуждому! Если кто из вас доселе был темный грешник, тот отныне соделался…

фраза #297

Грех и состояние падения так усвоились нам, так слились с существованием нашим, что отречение от них стало отречением от себя, гибелью души своей.

фраза #296

Грех – родитель плача и слез, он... умерщвляется чадами его – плачем и слезами.

фраза #295

Кровь и нервы приводятся в движение многими страстями: и гневом, и сребролюбием, и сластолюбием, и тщеславием. Последние две чрезвычайно разгорячают кровь в подвижниках, незаконно подвизающихся, соделывают их исступленными фанатиками.

фраза #294

Нет ничего хуже греховного навыка. Зараженный греховным навыком нуждается во многом времени и труде, чтобы освободиться от него. И многие потрудились много, но немногие получили время на совершение труда, будучи скоро пожаты смертью. Один Бог знает, что сотворит с ним в день суда.

фраза #293

Как земля, по причине поразившего её проклятия, не перестаёт из поврежденного естества своего, сама собою, производить волчцы и терние, так и сердце, отравленное грехом, не перестает рождать из себя, из своего поврежденного естества, греховные ощущения и помышления.

фраза #292

Грехи, по видимости ничтожные, но пренебрегаемые, не исцеленные покаянием, приводят к грехам более тяжким, а от невнимательной жизни зарождается в сердце гордость.

фраза #291

Когда христианин постоянно и тщательно займется <молитвой>, тогда она мало помалу начнет открывать в нем страсти его, о существовании которых в себе он доселе не ведал.

фраза #290

Упражняющиеся молением именем Господа Иисуса подвергаются особенным гонениям диавола.

фраза #289

Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются редкие.

фраза #288

Миродержитель <диавол> старается содержать нас в непрестанном развлечении, омрачении, посредством наслаждений телесных! Чрез чувства, эти двери в душу, которыми она сообщается с видимым миром, он непрестанно вводит в нее чувственное наслаждение, неразлучные с ним грех и плен.

Гремит в знаменитых земных концертах музыка, выражающая и возбуждающая различные страсти; эти страсти представлены на земных театрах... в земных увеселениях: человек всеми возможными средствами приводится к наслаждению убившим его злом. В упоении им он забывает спасающее его добро Божественное и Кровь Богочеловека,…

фраза #287

Самонадеянность и самомнение всегда соединены с тонким, часто не примечаемым презрением ближних.

фраза #286

Самый тяжелый грех — отчаяние. Этот грех уничижает Всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает спасение Им дарованное, — показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей.

фраза #285

В Боге сосредоточивается надежда всех спасающихся, надежда побеждающих грех силой Божией и надежда побежденных грехом на время по Божию попущению, по собственной немощи.

фраза #284

Уединением вашим — да будет душа ваша, умерщвленная для мира; святою обителию вашею — да будет душа ваша, — да будет она обителию всех Евангельских добродетелей.

Игнатий Брянчанинов. Полное собрание творений. 2006г. 8 томов в форматах epub, fb2, mobi — зеркало

Родился 5 (17) февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии (сейчас входит в Юровское муниципальное образование Грязовецкого района Вологодской области); принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых.

Однако светской и офицерской карьере он предпочел принятие монашества и подал прошение об отставке, которая была удовлетворена только после тяжелой болезни. И сразу же по выздоровлении, он поступил послушником в Александро-Свирский монастырь, затем перешел в Оптину пустынь. 28 июня 1831 году Димитрий Брянчанинов был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца, через несколько дней был рукоположен в иеродиакона, а еще через три недели, был рукоположен в иеромонаха, т.е. принял сан священника. Через полгода он был определён настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря. И еще через полгода, 28 мая 1833 года, иеромонах Игнатий был возведён в сан игумена и сразу было предложено настоятельство в Николо-Угрешском монастыре. Но в его судьбу вмешался император Николай I, который установил иначе, поручив ему управление пришедшей в запустение Троице-Сергиевой пустынью под Петербургом, для ее восстановления. 1 января 1834 года, в Казанском соборе Санкт-Петербурга, игумен Игнатий был возведен в сан архимандрита.

До 1857 года архимандрит Игнатий оставался настоятелем пустыни, за это время ему удалось привести её в порядок как в духовном, так и в хозяйственном отношении. Здесь был образован хор, советы которому давал М. И. Глинка. 27 октября 1857 года, архимандрит Игнатий был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского, он направился в Ставрополь где занимался обустройством епархии.

С самого детства и до конца своих дней, епископ Игнатий Брянчанинов отличался выдающимся способностям и трудолюбием. Несмотря на множество служебных забот, святитель Игнатий всегда находил время для иноческого делания, переводил творения древних Отцов церкви и работал над томами своих творений.

Хотя своей епархией он управлял только четыре года, ему удалось многое сделать для развития церковной жизни в этом регионе. Его служебные старания не были незамеченными, за заслуги перед Отечеством архимандрит Игнатий был награждён орденом св. Анны 1-й степени.

Снова он серьезно заболел и был вынужден просить увольнения на покой. В 1861 году его прошение было удовлетворено и он направился в Костромскую епархию в Николо-Бабайский монастырь. Там он вёл уединённую молитвенную жизнь и занимался писательской деятельностью, создав известные труды "Приношение современному монашеству", "Отечник", "Слово о смерти", исправлял ранние свои труды, вел переписку с духовными детьми. Скончался епископ Игнатий 30 апреля 1867 года.

6 июня 1988 года епископ Игнатий (Брянчанинов) причислен к лику святых. Перед канонизацией, 26 мая 1988 года, мощи епископа Игнатия были торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле, где покоятся и поныне.