Стендаль, изречение #32

Чем больше физического удовольствия лежит в основе любви, тем больше любовь подвержена непостоянству. Чем сильнее характер у человека, тем менее он склонен к непостоянству.

Стендаль, фраза #27

Удовольствия каждого человека различны и часто противоположны; этим объясняется, почему то, что для одного индивидуума — красота, для другого — безобразие.

Стендаль, цитата #26

Роман — зеркало на большой дороге. В нем отражается то лазурное небо, то грязь, лужи, ухабы. И человека, у которого зеркало, вы обвиняете в безнравственности... Зеркало отражает грязь, и вы обвиняете зеркало. Обвиняйте лучше дорогу с ухабами или дорожную инспекцию.

Стендаль, цитата #25

Писателю необходима такая же отвага, как солдату: первый должен так же мало думать о критиках, как второй — о госпитале.

Стендаль, фраза #24

Один развод, наказывающий мужа за его деспотизм, предохраняет от тысячи дурных браков.

Мари-Анри Бейль (фр. Marie-Henri Beyle; 23 января 1783, Гренобль — 23 марта 1842, Париж) — французский писатель, один из основоположников психологического романа. В печати выступал под различными псевдонимами, наиболее важные произведения опубликовал под именем Стенда́ль (Stendhal). При жизни был известен не столько как беллетрист, сколько как автор книг о достопримечательностях Италии.

Его отец, Шерюбен Бейль, был адвокатом в Верховном суде Гренобля. Мать писателя, Аделаида-Генриетта Бейль, умерла, когда мальчику было семь лет.

Воспитанием занимался дед, который был знаком с известными литературными деятелями. Анри проучился в школе три года, при этом самостоятельно изучал математику, философию и логику.

В 1799 году Анри отправился в Париж с намерением поступить в Политехническую школу. Но вместо этого поступил на службу в действующую армию.

Получил назначение в качестве второго лейтенанта французской армии, дислоцированной в Италии. Спустя три года подал в отставку, решив снова заняться самообразованием, но в 1805 вернулся на службу. В должности военного чиновника посетил несколько европейских государств: Австрию, Германию, Италию. Был свидетелем Бородинской битвы.

После разгрома Наполеона поселился в Милане (Италия), где сблизился с республиканцами-карбонариями, завел дружбу с Байроном.

В Италии писатель создал свои первые произведения, среди которых были: "Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио" (Vies de Haydn, de Mozart et de Métastase, 1814), "История живописи в Италии" (L'histoire de la peinture en Italie, 1817), "Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году" (Rome, Naples et Florence, 1917) — первая книга, написанная под псевдонимом Стендаль — и другие.

С 1821 по 1830 годы жил в Париже и сотрудничал с английскими журналами как литературный и художественный критик. За этот период им были написаны книги "О любви" (De l’amour, 1822), "Жизнь Россини" (Vie de Rossini, 1824), "Прогулки по Риму" (Promenades dans Rome, 1829). Во Франции Стендаль издал свой первый роман "Арманс" (Armance, 1827) и новеллу "Ванина Ванини" (Vanina Vanini, 1829).

Также в этот период им был написан роман "Пармский монастырь" (La Chartreuse de Parme, 1839) и одно из самых известных произведений писателя – роман "Красное и черное" (Le Rouge et le Noir, 1930), основанный на происшествии, о котором автор прочел в газетном разделе криминальной хроники.

Несмотря на активную литературную деятельность материальное положение писателя было сложным и в 1930 году Стендаль поступил на государственную службу. Его назначили французским консулом в Триесте, а затем в Чивита-Веккии.

Не все произведения Стендаля были опубликованы при его жизни. В частности — автобиография писателя "Жизнь Анри Брюлара" (Vie de Henri Brulard) и неоконченный роман "Люсьен Левен" (Lucien Leuwen), имевший в качестве варианта название "Красное и белое".

Писатель умер 23 марта 1842 года в Париже на улице во время прогулки, похоронен на кладбище Монмартр.