фраза #31

Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа.

высказывание #30

Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было между прочим совершенная истина.

высказывание #29

Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку.

изречение #28

Душа жены – хранительный талисман для мужа, оберегающий его от нравственной заразы; она есть сила, удерживающая его на прямой дороге, и проводник, возвращающий его с кривой на прямую; и наоборот, душа жены может быть его злом и погубить его навеки.

высказывание #27

Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня. Бранят и ходят на пьесу; на четвертое представление нельзя достать билетов. Если бы не высокое заступничество государя, пьеса моя не была бы ни за что на сцене, и уже находились люди, хлопотавшие о запрещении ее. Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия.

фраза #26

Какая весна! Боже, какая весна!.. Что за воздух!.. Верите, что часто приходит неистовое желание превратиться в один нос, чтобы не было ничего больше — ни глаз, ни рук, ни ног, кроме одного только большущего носа, у которого бы ноздри были величиною в добрые ведра, чтобы можно было втянуть в себя как можно побольше благовония и весны.

фраза #25

Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот — лень, или, лучше сказать, болезненное усыпление, одолевающее русского. Много мыслей, не сопровождаемых воплощением, уже у нас погибло бесплодно. Помните вечно, что всякая втуне потраченная минута здесь неумолимо спросится там, и лучше не родиться, чем побледнеть перед этим страшным упреком.

фраза #24

Притом уже в самой природе моей заключена способность только тогда представлять себе живо мир, когда я удалился от него. Вот почему о России я могу писать только в Риме. Только там она предстоит мне вся, во всей своей громаде.

высказывание #23

Разве всё, что отрывается от земли и земного, не есть уже Христос, разве в любви, сколько-нибудь отделившейся от чувственной любви, уже не слышится мелькнувший край божественной одежды Христа? И сие высокое стремление, которым стремятся прекрасные души одна к другой, влюбленные в одни свои божественные качества, а не земные, не есть ли уже стремление ко Христу? «Где вас двое, там есть церковь моя». Или никто не слышит сих божественных слов?   Только любовь, рожденная землей и привязанная к земле, только чувственная любовь, привязанная к образам человека, к лицу, к видимому,…

фраза #22

Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве.

цитата #21

У меня никогда не было денег в то время, когда я об них думал. Деньги, как тень или красавица, бегут за нами только тогда, когда мы бежим от них. Кто слишком занят трудом своим, того не может смутить мысль о деньгах, хотя бы даже и на завтрашний день их у него недоставало.

изречение #20

Я пришел ко Христу скорее протестантским, чем католическим путем. Анализ над душой человека таким образом, каким его не производят другие люди, был причиной того, что я встретился со Христом, изумясь в нем прежде мудрости человеческой и неслыханному дотоле знанью души, а потом уже поклонясь божеству его. Экзальтации у меня нет, скорей арифметический расчет; складываю просто, не горячась и не торопясь, цифры, и выходят сами собою суммы. На теориях у меня также ничего не основывается, потому что я ничего не читаю, кроме статистических всякого роду документов о России да собственной внутренней книги.

фраза #19

Слава Богу, отчаянью я не предавался даже и в минуты, несравненно более тяжкие. Я слишком уверен в том, что Тот, кто распоряжается делами мира, им созданного, несравненно умнее всех нас и знает, что делать, а потому ни в каком случае упасть духом не могу без его воли.

высказывание #18

Все мы ищем того же: всякий из мыслящих ныне людей, если только он благороден душой и возвышен чувствами, уже ищет законной желанной середины, уничтоженья лжи и преувеличенностей во всём и снятья грубой коры, грубых толкований, в которые способен человек облекать самые великие и с тем вместе простые истины. Но все мы стремимся к тому различными дорогами, смотря по разнообразию данных нам способностей и свойств, в нас работающих. Один стремится к тому путем религии и самопознанья…

фраза #17

Искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства.

Никола́й Васи́льевич Го́голь (фамилия при рождении Яно́вский, с 1821 — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд, Полтавская губерния — 21 февраля [4 марта] 1852, Москва) — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголей-Яновских.

Краткая биография

Николай Васильевич Гоголь (Яновский) – выдающийся русский писатель, драматург и прозаик. Признанный классик русской литературы. Родился 1 апреля 1809 года в Сорочинцах (ныне Полтавская область, Украина) в дворянской семье. Рос и воспитывался в атмосфере украинской самобытности, что в последствие отразилось в произведениях писателя. Начальное образование Николай получал дома, а затем 2 года учился в Полтавском уездном училище. Когда в Нежине открылась гимназия высших наук по типу Царскосельского лицея, то он перевелся туда. По окончании гимназии, в конце 1828 года, надеясь на блестящее будущее, переехал в Санкт-Петербург.

Там он был немного разочарован, так как средств на существование не хватало, в актёры его не принимали, литературная деятельность не удавалась. Под псевдонимом В. Алов в 1829 году он написал романтическое произведение «Ганц Кюхельгартен». После резкой критики в адрес книги, он сам же уничтожил её тираж. Первая повесть Гоголя «Басаврюк» появилась в 1830 году в журнале «Отечественные записки». Постепенно, он стал завязывать знакомства с литературным кружком Петербурга. Он общался с Сомовым, бароном Дельвигом, Плетнёвым, Пушкиным и Жуковским. С особым трепетом относился к общественным взглядам и творчеству Пушкина. Считается, что именно он навёл юного писателя на мысль написать такие произведения, как «Мёртвые души» и «Ревизор».

Постепенно появлялись в печати новые работы Гоголя. Среди них, «Вечер накануне Ивана Купала», «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь». В альманахе «Северные цветы» была напечатана глава исторического романа «Гетьман». Однако его первым крупным литературным успехом стали «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этих рассказах автор невероятно ярко изобразил украинский быт, с использованием веселья и тонкого юмора. В 1833 году писатель решил посвятить себя преподавательству, и уже через год был назначен помощником профессора на кафедре истории Петербургского университета. В этот период, он всецело занялся изучением истории Украины, что потом легло в основу замысла «Тараса Бульбы» (1835).

Так как Гоголя всегда привлекал театр, он желал попробовать свои силы в драматургии. В 1835 году вышла в свет комедия «Ревизор». Уже через год она была поставлена в московском театре. Вскоре после этого, писатель уехал за границу, где пробыл несколько лет. За рубежом он завершил свое произведение «Мёртвые души». Там его настигло шокирующее известие о смерти Пушкина. В 1841 году, вернувшись в Россию, при помощи Белинского он добился того, чтобы в печать вышел первый том «Мёртвых душ». Во втором томе отразился духовный кризис, настигший писателя к тому времени. Вскоре душевное состояние Гоголя ухудшилось. Он сжег второй том книги, перестал есть, углубился в мрачные мысли. Всё это привело к тому, что 4 марта 1852 года, в возрасте 42 лет, он скончался от истощения и утраты сил. Был похоронен на кладбище Данилова монастыря в Москве, но 31 мая 1931 года останки были перенесены на Новодевичье кладбище.