изречение #218

Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем и самая обыкновенная и самая исконная — это неблагодарность детей к родителям.

изречение #217

Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь.

цитата #215

Великие люди, научив слабодушных размышлять, наставили их на путь заблуждений.

изречение #216

Все, что слишком длинно, приедается, даже жизнь; однако её любят.

цитата #214

Кто не знает цену времени, тот не рожден для славы.

цитата #213

Кто не знает цену времени, тот не рожден для славы.

изречение #212

Надежда — единственное благо, которым нельзя пресытиться.

крылема #211

Робость можно определить как боязнь порицания, стыд — как уверенность, что оно неминуемо.

цитата #209

Мне жаль влюбленного старика: юношеские страсти губительно опустошают изношенное и увядшее тело.

цитата #207

Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга.

фраза #206

Наше суждение о других не так изменчиво, как о самих себе.

изречение #205

Иной раз проще создать новую партию, чем постепенно добиться главенства в уже созданной.

крылема #204

Нельзя быть справедливым, не будучи человечным.

Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг (фр. Luc de Clapiers, marquis de Vauvenargues, 6 августа 1715 года, Экс-ан-Прованс — 28 мая 1747 года) — французский философ, моралист и писатель.

Родился в знатной, но обедневшей семье. Годы детства провёл в замке Вовнарг (фр.). Слабое здоровье не позволило ему получить образование, кроме начального, он не изучал латынь и греческий язык. У него также было слабое зрение. В детстве дружил с Виктором Рикети, маркизом Мирабо, отцом видного деятеля Великой французской революции Оноре Габриэля Рикетти де Мирабо, и с Форисом де Сен-Венсен (фр.), впоследствии ставшим археологом, с которыми продолжал переписку после отъезда из дома.

Участвовал в Итальянской и Богемской кампаниях 1735 и 1742 годов; заболел оспой, навсегда обезобразившей его, и вышел в отставку; болезнь помешала ему также идти по дипломатическому пути, и Вовенарг всецело предался литературным занятиям. Ещё будучи лейтенантом, во время Богемской кампании, Вовенарг послал Вольтеру написанный им сравнительный этюд о Корнеле и Расине, где сильно превозносил второго за счет первого. Вольтер сразу отгадал в молодом офицере задатки недюжинного ума. Оставив службу, Вовенарг поселился в Париже, где вращался в кругу Вольтера и Мармонтеля. Молодой моралист своей детски чистой душой и нравственной силой оказал глубокое влияние на Вольтера.

В 1746 году он издал небольшой томик, в состав которого вошли: «Introduction à la connaissance de l’esprit humain», «Réflexions sur divers sujets», «Conseils à un jeune homme», «Réflexions critiques sur divers poètes», «Fragments sur les orateurs et sur La Bruyère», «Méditation sur la foi» и «Paradoxes mêlés de Réflexions et de Maximes». А год спустя он умер, по словам Мармонтеля, «христианином-философом».

Эмиль Золя характеризовал мыслителя следующим образом: «Вовенарг написал мало, но всё, созданное им, отмечено печатью его личности; он противоборствовал не истине, а скорее — судьбе, его читаешь без душевной тревоги, испытывая сочувствие и нежную симпатию к этому человеку, прожившему благородную и печальную жизнь».