цитата #39

Благоговения перед статуей в алтаре нет у того, кто видел её бревном в лесу.

изречение #38

Благоразумие в беседе важней, чем красноречие.

изречение #37

Вот жизнь человека: в двадцать лет — павлин, в тридцать — лев, в сорок — верблюд, в пятьдесят — змея, в шестьдесят — собака, в семьдесят — обезьяна, в восемьдесят — ничто.

изречение #36

Врагом способен стать любой, другом — далеко не каждый.

крылема #35

Даже вежливость бывает оскорбительна, когда подчеркивается.

крылема #34

Есть люди, что одним щелчком по весам обращают недовешенное железо в полновесное золото.

высказывание #33

Есть такие народы, что желающему чего-то достигнуть, особенно в высоком, лучше уехать на чужбину. Мать — родина порой мачеха даже для людей выдающихся: в ней царит зависть к тому, кого знают с детства; земляки больше напоминают о недостатках, с коими ты начинал, чем о величии, коего достиг.

крылема #32

Защита дурного деяния хуже самого деяния.

цитата #31

Когда ведешь разговор или спор, веди его так, как если бы ты играл в шахматы.

крылема #30

Кого ничто не сердит, у того нет сердца, а бесчувственный не может быть личностью.

цитата #29

Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.

цитата #28

Лучшая месть — забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества.

фраза #27

Лучше пусть тебя просят, чем благодарят: зависимые полезнее любезных.

крылема #26

Мир полон дураков, да никто глупости своей не замечает, даже не подозревает.

фраза #25

Не всякую правду сказать можно: об одной умолчи ради себя, о другой — ради другого.

Бальтаср Грасин-и-Морлес (исп. Baltasar Gracián y Morales; 8 января 1601, Бельмонте-де-Грасиан, Арагон — 6 декабря 1658, Тарасона, Арагон) — испанский прозаик, философ и теоретик литературы, иезуит. Крупнейший представитель литературы барокко.

Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначили к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании.

В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.

В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия).

Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску — один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе.

Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.

В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона» ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию — на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.

«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» — отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).

В России Грасиана публиковали в период 1742—1792 г. — потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.